В помощь родителям

Тревожные дети в школе и дома

В психологии  под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт. К сожалению, детей с высоким уровнем тревожности становится все больше и в силах окружающих взрослых ( родителей, педагогов) помочь таким ученикам.

 

Виды тревожности.

 1. Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

      Пример  Мама девочки (7 лет) жаловалась, что дочь не может подойти к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговора  речь женщины была тихой и прерывистой, на глазах – слезы.

    В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, если тревожность  проявляется у ребенка с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

 2. Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например,  после болезненной процедуры у врача  ребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно.

       Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, авиа перелетом или экзаменом.

 3. Школьная тревожность – разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано  со школой. Он  боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая  тревожность часто проявляется у детей, родители которых  предъявляют завышенные требования  и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток – такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений ( забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже, т.д.) Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности,чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.

Типы тревожных детей

     Невротики.    Дети с соматическими проявлениями ( тики, заикания, энурез, т.д.)  Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра. Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, бить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

     Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, если это не получается – становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытаются заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе ( проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).       

     Таким детям необходимо  доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

     Застенчивые. Обычно это тихие  дети,  они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос ( даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично ( индивидуально).

    Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

   Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. М.б. проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти в таких детей область, которая им интересна ( динозавры, компьютер, т.д.) и через обсуждение, общение на эту тему  налаживать общение.

                   Характерные черты тревожных детей

  • После нескольких недель болезни  ребенок не хочет идти в школу
  • Ребенок по несколько раз перечитывает одни  и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь  от всего нового.
  • Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.
  • Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный ,он может «заразиться» тревожностью от близких.
  • Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
  • Быстро устает, утомляется, тяжело переключиться на другую деятельность.
  • Если не удается сразу выполнить задание, такой ребенок отказывается от дальнейшего выполнения.
  • Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.

                

 Рекомендации для  родителей тревожных детей

                           Как помочь ребенку преодолеть тревожность
 

Необходимо понять и принять тревогу ребенка: он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, чувствами, страхами. Научите его говорить о них и будьте готовы выслушать ребенка. Разбирайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Научите делать полезный для ребенка вывод из неприятностей, показывая, что в большинстве случаев «нет худа без добра» - приобретается опыт, удается избежать еще больших неприятностей и т. д. Обеспечьте ребенку ощущение, что в любой ситуации в Вашем лице он получит поддержку и понимание его проблем. Даже если некоторые проблемы. Вам не представляются серьезными, признайте право ребенка сильно переживать из-за них: « Да, это действительно неприятно. Это правда очень обидно…» И только после выражения сочувствия помогите найти выход, решение, увидеть положительные стороны.

Помочь ребенку в преодолении тревоги- значит создать условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, Вы показываете ему, как можно вести себя в тревожащих его ситуациях.

Если ребенок пропустил из-за болезни занятия в школе и боится идти туда, попробуйте сделать его возвращение постепенным. Например, можно прийти с ребенком на продленку, якобы узнать домашнее задание, постараться сделать так, чтобы, пока он болеет, ему звонили одноклассники и он сам звонил им; самим зайти в школу, узнать новости о жизни класса и подробно рассказать обо всем ребенку, передав привет от учителей. Если ребенок посещает какой-нибудь кружок, выход в люди после болезни лучше начать с него.

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой вместе ( не важно, что это: шнурки на ботинках или первая ссора с приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком пока он пытается справиться с чем-то.

Если не удается разговорить ребенка, но Вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Например, спросите его « Чего боятся солдатики (или куклы)? А как им помочь?»

Заранее готовьте тревожного ребенка к переменам и важным событиям. Подробно расскажите, что его ждет.

Никогда не пытайтесь повысить работоспособность ребенка, описывая предстоящие ему трудности. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная работа его ожидает или что от результатов этого экзамена по музыке очень многое зависит. 
Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени. « Сперва боялся, но потом было так и так и удалось сделать то-то и то-то».

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы по принципу « нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной – это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить и больше их не сделаешь. Объясните ребенку, что сами когда-то только начинали рисовать, кататься на велосипеде и т. д., да и сейчас у Вас это не всегда получается. Людям редко удается избежать ошибок и неудач в новом деле. Ребенок должен быть уверен, что родители верят в его успех, что, в конце концов, у него все получится.

Ребенку важно научиться ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их, а не стремиться к абстрактному и потому недостижимому эталону.

Развивайте правильное отношение ребенка к результатам своей деятельности, умение оценить ее независимо от педагога, не смешивать оценку конкретной работы с отношением педагога к себе.      -- Сравнивайте результаты ребенка только с его предыдущими достижениями. Обращайте внимание на то, что он знает, умеет теперь, что он смог пересилить себя, что он заслуживает уважения, что он укрепил волю и т. д. Так формируется чувство собственной компетентности ребенка, снижающее чувство тревоги и неуверенности в себе.

Если ребенок напряжен, предложите ему упражнения для расслабления: сделать глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. Например, на приеме у зубного врача можно думать о том, что будет, когда процедуры закончатся: пойдешь домой, купишь мороженого, все будет позади.

Преодолеть чувство тревоги можно с помощью телесного контакта. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять его, посадить его на колени. Это никогда не будет  лишним ни в отношении малышей, ни дошкольников, ни младших школьников.

Тревожные дети быстро утомляются, поэтому, заметив, что ребенок выполнил одно задание, погладьте его по голове и скажите: « Отдохни немного, а потом работай дальше».

Будьте более оптимистичны сами. Следите за выражением своего лица. Чаще улыбайтесь. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо. 
 

!  Спокойные, уверенные в себе родители, способные принять ребенка таким, какой он есть, не ждущие от него моментальных сверх достижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам,- вот залог уверенности и адекватной самооценки. 

 

Рекомендации родителям подростков с повышенной тревожностью.

 

Родителям следует с осторожностью относиться к возможностям детей с повышенной тревожностью, так как они могут завышать свои возможности, а в действительности не способны доводить дело до конца и чувствуют себя либо подавленными, либо раздражёнными. Их нужно постоянно подбадривать! А самое главное – хвалить и убеждать в том, что у него всегда всё получиться!

·         Подросткам в состоянии тревожности не следует читать длинных нотаций по поводу их поступков, разбираться в том, кто прав, а кто виноват. Желательно сделать строгое замечание с требованием прекращения действий. Останьтесь с подростком один на один, и обсудите поступки и действия, совершаемые им, разъясняя смысл и суть его поведения.

·         Подростки с повышенной тревожностью не могут сосредоточиться на одном занятии, поэтому необходимо внимательно отнестись к тому, чем занимается ребёнок, где у него наибольшие успехи. И в дальнейшем предложить выбрать профессию с этим видом деятельности.

·         Чтобы существенно снизить тревожность у подростков, необходимо педагогам и родителям, обеспечить реальный УСПЕХ в какой либо деятельности. Нужно подростка меньше ругать, унижать, недооценивать его возможности, больше хвалить, причем не сравнивать его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня ты сделал домашнее задание лучше, чем вчера).

·         Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи подростка не велики. Ненужно на неудачах фокусировать внимание, а при улучшении обязательно хвалить. Больше доверять подростку. 

 

Искренне интересоваться его делами, верить в его успех!

·         Больше обращать внимание на обстановку дома. Теплое эмоциональное отношение, доверительный контакт способствуют снижению общей тревожности ребенка.

·         Помогайте подростку преодолеть тревогу - создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если подросток боится подойти к кому-либо, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию. Однако в сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

·         Заранее готовьте тревожного подростка к жизненным переменам и важным событиям - оговаривайте то, что будет происходить.

·          Не пытайтесь повысить работоспособность такого подростка, описывая предстоящие трудности в чёрных красках. Например, подчеркивая, какие именно трудности его ожидают.

·          Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки - это важный опыт, ты понял, что нужно изменить, на что обратить внимание.

·         Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

·         Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

·         Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью поглаживания по голове, обниманию за плечи, можно взять за руку, особенно в тот момент, когда назревает конфликт и ребёнок ждёт грубого воздействия, а родитель, напротив, высказывает вдруг стремление к взаимопониманию, т.е. телесный контакт.

 

У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности!

           Родителям, которые помогают своим детям–подросткам, надо знать меру. Подростки не любят, когда их настойчиво просят рассказать о причинах своего плохого настроения, не могут ответить на вопрос, почему девочка все время одна, никуда не ходит. Иногда же в знак солидарности с девочкой–подростком в доме объявляется почти траур – тише разговаривают, не шутят. А в семье необходима оптимистичная обстановка и включенность детей в дела взрослых. Увы, часто бывает наоборот: подростки считают, что их дела – самые важные и можно навязывать свои переживания близким, предъявлять им претензии и обвинять домашних в черствости и непонимании. Главная причина этого – отсутствие должного контакта, в большей степени эмоционального. Поэтому подростки полагают, что родители чего–то недодают им. Вместе с тем обилие эмоциональной опеки родителей, особенно матерей в неполных семьях, влияет на эмоциональную атмосферу, лишает подростков необходимости самим принимать участие в своем саморазвитии. Такие ребята больше подвергаются риску остаться в изоляции, если окружающие оказывают им меньше внимания и теплоты. Это происходит, как мы отмечали выше, в результате перехода психических состояний одной личности на другую, в нашем случае раздраженность матери передается подростку и наоборот.

            Доминирующая гиперпротекция имеет различное психологическое содержание – от постоянного контроля со стороны взрослых за поведением до чрезмерной эмпатийности, когда взрослые стараются предупредить малейшие трудности подростка («Почему с тобой не дружит С., что он от тебя хочет? Давай тогда будем посещать бальные танцы или кружок при Русском музее (шахматы и пр.)». Такое потворствование любым желаниям влияет на появление духовного одиночества, когда подросток завышает требования к друзьям и в результате часто ссорится с ними.

             Напомним родителям мысли великого чешского педагога Я. А. Коменского. Прежде всего он подчеркивал, что дети должны знать, что такое строить и что такое разрушать, понимать: так - не так, почему - потому что, причина - следствие. Детей надо обучить умеренности во всем, научить почитать старших, повиноваться их приказам и запретам. Они должны быть правдивы во всем. Нельзя обманывать ни в шутку, ни всерьез. У маленьких детей, тем более у подростка, должны быть сформированы понятия справедливости и совести. Надо научить их помогать младшим, старшим, больным и тем, кто нуждается в помощи. Надо приучить детей к постоянному труду и занятиям. Они должны молчать, когда их не спрашивают. Надо научить их терпению, владению собой, вежливости в обращении к другим людям. Однако подросток способен помочь себе сам, а взрослые лишь дают направление этой помощи.

               Родителям хотелось бы пожелать терпения, твердости, обдуманных требований, любви и контакта с подростками. При любых сложных ситуациях только отчий дом освещает дорогу потерявшим ее подросткам. Да пребудет с ними удача!

Материалы взяты с сайта 

http://psy.1september.ru/

Агрессивное поведение

1.Ребенок ругается. Рекомендации родителям. 

·  Объясняйте детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов. 

·   Следите за собственной речью. Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не стоит уходить от ответа. 

·  Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например,что так говорят людинесдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека. 

·   Если ребенок поймал на нехорошем слове Вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению Вам не удалось сдержаться, Вы поступили плохо. Дайте 
ему понять, что искренне раскаиваетесь. Обсудите, что привело к этому. Но впредь, конечно, постарайтесь держать себя в руках. 

·   Родителям не стоит пугаться бранных слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование, мол « место есть, а слова нет». Лучше просто 
дать понять: « Я знаю о существовании и значении этих слов, но мне они не нравятся».

·  Ребенку нужно разъяснить, что, хотя ругань и является неотъемлемой частью нашего языка, речи, не нужно навязывать ее окружающим, которых она оскорбляет и унижает. 

 2. Ребенок дерется. Рекомендации родителям.

·      Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок, в зависимости от настроения отца, мог получить либо подзатыльник либо поощрение. Требования, предъявляемые детям должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут. 

·      Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля за поведением детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство. 

·    Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия будут восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков- это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение. 

·     Самое главное- научить ребенка разряжаться, избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию « в мирных целях». Ребенку следует предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева. 

·      Остаться одному в комнате и высказать все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил. 

·      Когда сложно сдержаться, можно бить ногами и руками подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, бить по кровати, написать все слова, которые хочется высказать в гневе. 

·      Успокоиться помогают глубокие вдохи или счет до десяти, перед тем, как что-то сказать или сделать.Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее. 

·      Нарисовать чувство гнева. Агрессия часто находит выражение в творчестве или играх ребенка.

 3. Ребенок агрессивен по отношению к животнымРекомендации родителям. 

·         Обратите особое внимание на игры ребенка. В играх дети воплощают и демонстрируют свои мечты, фантазии и страхи. 

·         Обсуждайте с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают. 

·         Будьте готовы внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать Вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на те сюжеты сновидений, которые из раза в раз повторяются.

·      Поощряйте ребенка говорить о том, что он переживает, что его волнует. Научите его прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что не нравится.

·         Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: « я рассердился, я обиделся, я расстроился». 

·         Если Вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажетесь громко и сердито: « Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т. д. – он будет также вести себя с другими детьми. Чем больше агрессии с Вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам- родителям,- ребенок отыграется на кошке или побьет младшего. 

·        Сосредоточьте свои усилия на поддержании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения ( заботы о других, помощи, сочувствия). 

Материалы взяты с сайта

http://therapeutic.ru

Ваш ребенок склонен к воровству

Рекомендации родителям.

·         Если ребенок не пойман за руку, невзирая ни на какие подозрения, помните о презумпции невиновности.

·         Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, помните, что перед Вами не вор –рецидивист, а ребенок. От Вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дав волю своему негодованию, Вы можете испортить ему жизнь, лишив его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

·         Не поступай те как некоторые родители, в сердцах бьющие ребенка по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку, грозящиеся в следующий раз сдать его в милицию. Это ожесточает ребенка, создает у него ощущение собственной порочности. Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение.

·         Дайте ребенку понять, что Вас огорчает то, что происходит. Обсудите Ваши чувства.  Постарайтесь совместно найти решение.

·         Постарайтесь найти причины такого поступка, возможно, кража является результатом серьезных проблем. Например, ребенок мог взять деньги, если с него требуют долг, а ему стыдно в этом признаться. Или он потерял чью-то вещь а теперь ее надо отдать. Попробуйте вместе найти выход из сложившейся ситуации. Помните- это должно быть совместное решение, а не Ваш приказ.

·         Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять его делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.

·         Если Вы уверенны, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: « У нас дома, видимо, завелся домовой. Это он утащил то-то. Давай угостим его, он подберет и вернет нам пропажу». Вообще оставляйте ребенку пути к отступлению. Психолог Э. Ле Шан советует: Обнаружив у ребенка чужую игрушку, которую он стащил у приятеля (и при этом утверждает, что она была ему подарена), скажите следующее: « Я могу себе представить, как сильно тебе хотелось куклу, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили». 

(Материалы взяты с сайта http://psixolog40.jimdo.com/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B2%D0%B0%D1%81-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8/%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0/)

Ваш ребенок склонен к фанатству.

Рекомендации родителям.

 

·         Поймите, что Ваш ребенок уже избрал такой образ жизни. Вполне вероятно, что на несколько лет. Не пытайтесь его переделать, лучше найти в этом явлении положительные стороны.

·         Помните, что « все проходит, пройдет и это», но в Ваших силах пронести этот период душевную близость с ребенком и не потерять его доверия. Никогда, даже в период отчаяния, не оскорбляйте «святого», не пытайтесь унизить или высмеять его чистые чувства. Это непорядочно.

·         Постарайтесь понять своего ребенка. Только не притворяйтесь, а на самом деле постарайтесь найти те качества кумира, которые могут Вам импонировать.

·         Не ругайте ребенка, а попросите его научить Вас этого кумира любить и понимать.

·         Не пытайтесь тайком проникнуть в мир подростковых тайн. Разрешите закрывать дверь в комнату- и не подглядывайте, не читайте дневники и письма, не пытайтесь расслышать то, о чем ребенок говорит шепотом по телефону. Знания, полученные таким путем, не пойдут на пользу Вашим взаимоотношениям. Если подросток поймет, что Вы шпионите, он только еще больше отдалится от Вас.

·         Поскольку обычно этот период сопровождается творческим подъемом, поддерживайте любые начинания подростка: пусть рисует, пишет стихи, учится играть на музыкальных инструментах- во имя своего кумира. Вполне вероятно, что у него действительно разовьются те или иные способности и он найдет свое призвание. Почему бы и нет?

(Материалы взяты с сайта http://psixolog40.jimdo.com/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B2%D0%B0%D1%81-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8/%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0/)

Детский негативизм.

 Многим родителям знакома такая картина: ребенок буквально все говорит и делает наоборот. Причем создается впечатление, что он специально поступает назло. С этим можно столкнуться и в поведении дошкольника и уж тем более подростка.

               Малышу предлагают гулять, а он плачет, кричит, что хочет играть дома. Может в момент раздражения бросать игрушки, предметы в человека, куда попало. Может капризничать, грубить, что-то разрушать, а может замкнуться в себе. Причем часто причины этого сопротивления непонятны окружающим. Такое поведение принято называть негативизмом. 

 

 

Почему ребенок протестует?

              Негативизм - это лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям (Педагогический энциклопедический словарь).

              Так ребенок протестует против обстоятельств жизни, против отношения к нему разных людей: близких, сверстников, других взрослых. Объективно эти обстоятельства или отношения могут и не быть неблагоприятными. Главное, какими их воспринимает ребенок или подросток.

              Нередко причины такого поведения неявны для окружающих, потому что сам ребенок их тщательно маскирует. Например, тревога и страх: «Не справлюсь, лучше вообще отказаться» или «Буду выглядеть смешно». Иногда дети протестуют против каких-то жизненных обстоятельств. Это может быть рождение младшего брата или сестры, развод родителей, вынужденный переезд, смена школы и т.д.

       По сути негативизм - это реакция на какую-то неудовлетворенную потребность. Например, в понимании, одобрении, уважении, самостоятельности. Это один из способов преодоления трудной ситуации, хотя и не самый конструктивный.

                 О пассивном негативизме говорят, когда ребенок просто пропускает мимо ушей наши просьбы и требования. Активный негативист старается сделать что-нибудь противоположное тому, что от него просят.

      Родители нередко говорят о том, что ребенок упрямый. Можно сказать, что упрямство - это слабая форма негативизма. И по проявлениям в поведении они похожи. Но причины похожего поведения все-таки разные. Упрямец стремится к самоутверждению. А негативист протестует против неблагоприятной для себя ситуации.

                 Говорят еще о такой черте, как настойчивость - это желание добиться своего вопреки препятствиям.

                 Ребенок может проявлять негативизм в отношениях с кем-то одним из близких или со всей семьей, только в семье или практически везде, где появляется. 

 

Можно ли что-то с этим поделать?

                 Самое универсальное средство - учитывать детские потребности, желания, возможности, способности.

                 Не выдавать свои желания за желания ребенка или подростка. Стараться понимать его состояние, настроение.

                 Чаще детский негативизм - преходящее явление. Но он может закрепиться и стать устойчивой чертой личности - если взрослые ведут себя слишком жестко и ребенок постоянно испытывает эмоциональное напряжение.

Как помочь негативисту?

                 Практически у всех детей родители отмечают протестные реакции в определенные периоды. Есть так называемые кризисные периоды детства - один год, три года, шесть-семь лет и 13-16 лет. Ребенок (или подросток) в эти моменты старается перейти на новую ступень своего развития, сделать еще один шаг к самостоятельности, независимости, утвердиться в своих глазах и глазах окружающих.

                 Здесь важно понимать: ребенок отказывается выполнить просьбу не потому, что ему этого не хочется. Гораздо важнее для него проявить самостоятельность, не подчиниться воле взрослого. Если вы будете придерживаться гибкой тактики, то поможете ребенку не только избежать ненужных конфликтов сегодня, но и стать более самостоятельным и независимым в его будущей взрослой жизни. 

 

При воспитании негативиста старайтесь учитывать следующие моменты 

  • Правила должны быть понятны детям. 
  • У ребенка должны быть не только обязанности, но и права. 
  • Требования и напоминания сообщайте спокойно, но твердо. Раздражение взрослого только усилит негативную реакцию ребенка на запрет. 
  • При любых проблемах в поведении ребенка помогает ведение дневника. Во-первых, наблюдение помогает взрослому как бы отстраниться, посмотреть на ситуацию более объективно, снизить эмоциональный накал. Во-вторых, понять, что именно вызывает у ребенка протест. Редко бывает так, чтобы негативизм длился с утра до поздней ночи. 
  • Ребенку необходимо иметь выбор. Предоставляйте ему эту возможность. Например: «Ты сегодня будешь мыться под душем или примешь ванну?» 
  • Не следует наказывать ребенка только за то, что он говорит слово «нет». Ребенок, который не имеет права возражать, в будущем не сумеет отстаивать свою точку зрения. 
  • Стоит обратить внимание, не слишком ли часто в общении с ребенком звучит слово «нельзя». Попробуйте сократить количество запретов - возможно, среди них есть и ненужные. Пускай чаще звучит слово «можно», обозначающее желательные формы поведения. Например: «На обоях рисовать нельзя, а на бумаге можно». 
  • Призывайте на помощь чувство юмора и игру. В общении с упрямым малышом бывает эффективным метод от противного: «Ты только не вздумай сегодня лечь в 8 часов». Или игра в мальчика-девочку-«наоборот»: «Ты сегодня все делаешь наоборот, когда я попрошу тебя о чем-нибудь. А завтра я стану "мамой-наоборот"». Не сработают одни приемы - придумайте что-нибудь другое. Главное, испытывать как можно больше положительных эмоций от взаимного общения. 
  • Поощряйте активность, поиск нового, самостоятельность. Вы ведь не хотите, чтобы ваши сын или дочь выросли пассивными, зависящими от других людей, не умеющими принять решение?

            Запаситесь терпением и не ждите немедленных результатов. Помните только, что это очень важный период в жизни ребенка. 

(Материалы взяты с сайта http://www.all-tests.ru/detskij-negativizm-sovety-roditeljam.htm)

Стресс у детей и подростков

Дети и подростки замечают и реагируют на стресс в своей семье, а также переживают свой собственный стресс. Важно вовремя распознать стресс у детей и подростков и предоставить этим должную помощь. Часто они используют во взрослой жизни методы борьбы со стрессом, которым их научили в детстве.

       В целом, причиной стресса у детей и подростков может быть что угодно, что вызывает у них страх и тревогу. Это может включать разлуку с домом, переход в новую школу или переезд в новое место, разлука с родителями или опекунами, переживания относительно школы и общения со сверстниками, относительно перемен, происходящих в его/ее теле и своего будущего.

       Ниже представлены распространенные признаки стресса в разных возрастных группах:

Признаки стресса у детей и подростков

Дети ясельного и дошкольного возраста

Дети младшего школьного возраста

Дети 10-12 лет и подростки

  • Злость
  • Тревога
  • Проблемы с питанием и сном, включая ночные кошмары 
  • Страх одиночества
  • Раздражительность
  • Возвращение к младенческому поведению
  • Дрожание от страха
  • Неконтролируемый плач
  • Аутизм
  • Недоверчивость
  • Жалобы относительно головных болей и болей в животе 
  • Чувство, что тебя не любят
  • Отсутствие аппетита 
  • Проблемы со сном
  • Потребность часто ходить в туалет
  • Равнодушное отношение к школе и дружбе
  • Аутизм
  • Переживания относительно будущего
  • Злость
  • Потеря иллюзий
  • Недоверие ко всему миру
  • Низкая самооценка
  • Головные боли и боли в желудке
  • Бунтарское поведение

 

Как помочь преодолеть стресс

          Взрослые могут по-разному помочь детям и подросткам в преодолении стресса. Два важных способа – это убрать стресс с их жизни и помочь им выработать позитивные стратегии борьбы со стрессом.

          Следующие советы помогут вам убрать стресс из жизни ребенка:

  • Узнайте о чувствах вашего ребенка.
  • Создайте атмосферу доверия и заверьте ребенка, что на ошибках учатся.
  • Поддерживайте и цените своего ребенка.
  • Демонстрируйте заботу, тепло и любовь. Часто обнимайте ребенка. 
  • Ставьте четкие ограничения, но не будьте слишком строгими; подчеркивайте важность сотрудничества, а не соревнования. Не перезагружайте график своего ребенка большим количеством дел.
  • Найдите способы, как ваш ребенок может помогать семье.
  • Стройте крепкую семью.
  • Обращайте внимание на то, чего хочет ваш ребенок (а не только на то, чего хотите вы).

         Важно помочь ребенку развить позитивные навыки борьбы со стрессом, так как эти навыки часто проявляются во взрослой жизни. Вы можете помочь следующим образом: 

  • Показывайте ребенку хороший пример. Сохраняйте спокойствие и контролируйте гнев. Продумайте план, как сократить стресс, и поделитесь этим планом с семьей.
  • Способствуйте рациональному мышлению. Убедитесь, что ваши дети задумываются о последствиях своих действий. Помогите им понять, что фантазия и что реальность. Например, заверьте ребенка, что это не его поведение вызвало развод родителей, и он не неудачник, если ему не дали первое место на каких-то соревнованиях. 
  • Контролируйте ребенка, но в меру. Позвольте детям принимать решения в рамках семьи. Например, позвольте им обустроить свою комнату, выбрать семейные занятия и помочь принимать семейные решения.
  • Говорите с ними открыто. При подходящей ситуации обсудите с ними свой тяжелый рабочий день. Поощряйте их говорить о том, что их беспокоит.
  • Найдите физическое занятие или хобби, которое их заинтересует, и поощряйте его интерес.
  • Советуйте ребенку употреблять здоровую пищу и подчеркивайте важность здорового образа жизни.
  • Учитесь техникам релаксации и учите этому своего ребенка.

Методические рекомендации для родителей "Как справится с буллингом?"